Основоположник и руководитель: Караулов Юрий Николаевич,
член-корр. РАН.
По гранту Президента Российской Федерации для государственной
поддержки ведущих научных школ РФ побеждала в конкурсах в 1997,
2000, 2003 и 2008 гг.
Количество членов коллектива научной школы: более
30, из них молодых (до 35 лет) около трети. Ученые из двух учреждений
Российской академии наук Института русского языка им. В.В.Виноградова
РАН и Института языкознания РАН, а также ряда ведущих вузов России.
Название школы
Название школе дано
по основному объекту, подлежащему изучению и описанию в ее рамках,
и по методу (способу изучения и описания), который основывается
на определенным образом сложившейся и установленной в исследованиях
структуре языковой личности. Под языковой личностью понимаются два
феномена: 1) любой конкретный носитель
того или иного языка-культуры, охарактеризованный на основе анализа
произведенных им текстов с точки зрения специфики использования
в этих текстах системных строевых средств данного языка для отражения
видения и оценки им окружающей действительности (картины мира) и
для достижения определенных целей в этом мире; 2) комплексный
способ описания языковой способности индивида, соединяющий в себе
системное представление языка с функционированием его в процессах
порождения текстов.
Сам термин впервые был употреблен
В.В. Виноградовым в 1930 году в работе «О художественной прозе».
Потребность в конструктивной разработке понятия «языковая личность»
возникла в начале 80-х годов ХХ века. Приоритет его разработки и
использования принадлежит отечественной лингвистике, хотя в самом
общем виде идея рассматривать существование, функционирование и
эволюцию языка в связи с его носителем – человеком всегда, по-видимому,
была присуща языкознанию. Отдельные составляющие теории языковой
личности рассматривались в работах А.А. Леонтьева (словарь ассоциативных
норм), Т.Н. Ушаковой (вербальная сеть), Г.И. Богина (лингводидактический
аспект), А.А.Залевской (индивидуальный лексикон и его ассоциативная
база), Ю.Н.Караулова (прецедентные тексты в структуре языковой личности).
Основы целостной теории языковой
личности были заложены с выходом в свет монографии Ю.Н.Караулова
«Русский язык и языковая личность» (1987, 2002, 2003), а сама школа
получила институциональное оформление в 1988 году, когда под руководством
Ю.Н.Караулова коллектив из пяти ученых начал работу над Ассоциативным
тезаурусом русского языка (Ю.А.Сорокин, Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева,
Г.А.Черкасова). Массовость и масштабность проводимого при этом анкетирования
(в собирании материалов участвовали сотни языковедов по всей России,
а опросу подвергались более одиннадцати тысяч носителей языка) и
длительный по времени, трехэтапный процесс его осуществления (1988–1997),
способствовали распространению основных идей теории языковой личности
и их развитию во многих научных и образовательных центрах России.
Концепция исследований
В современном научном
знании тот фон, на котором происходило становление теории языковой
личности и научной школы в целом, характеризовался следующими особенностями:
смещением во всех гуманитарных областях (особенно в истории, социологии,
лингвистике) фокуса исследовательского интереса от элитарного человека,
от «авторитета» к простому смертному, к «миноритету» и от жизни
в эпохальном историческом времени – к обыденному существованию человека
в его рутинной повседневности; оживлением интереса к проблеме способов
и форм существования языка, а также достижениями психолингвистики
в изучении языковой способности человека.
Теоретические принципы и исследовательская
методология научной школы формировались в последней четверти прошлого
века под влиянием успехов психолингвистики, психологии речи, когнитивной
психологии, лингвокультурологии, лингводидактики, философии языка
и были направлены на достижение целей и решение задач, которые не
решаются никакой из перечисленных дисциплин по отдельности. Цель
заключалась в том, чтобы на основе анализа реализации человеком
его языковой способности, т.е. употребления им языка (что он говорит
и как говорит), получать выводное знание о «личности»: а) как индивидууме
и авторе произведенных им текстов – со своим характером, интересами,
социальными и психологическими предпочтениями и установками; б)
как типе – типовом представителе данной языковой общности и более
узкого входящего в нее речевого коллектива, т.е. как «совокупном»,
или усредненном, носителе данного языка-культуры; в) как представителе
человеческого рода, неотъемлемым свойством которого является использование
знаковых систем и прежде всего естественных языков. Соответственно
комплексность подхода к изучению языка через языковую личность проявляется
в том, что язык в этом случае предстает не односторонне, а во всех
своих ипостасях одновременно – и как система, и как текст, и как
способность.
Структура языковой личности складывается
из трех уровней – вербально-грамматического, когнитивного и прагматического.
Каждый из уровней характеризуется своим набором единиц, которые
в совокупности охватывают все используемые при изучении языка единицы,
своеобразно перераспределяя их соответственно специфике названных
уровней. К вербально-грамматическому уровню относятся единицы, традиционно
используемые при описании лексического (семантика) и грамматического
строя языка, – слово, морфема, словоформа, дериват, словосочетание,
синтаксема, синоним, управление и т.п. В качестве единиц когнитивного
уровня, организующих статичную и относительно стабильную часть картины
мира носителя языка, выступают как элементарные единицы знания,
представляющие собой соединение знака (слова) с одним из способов
задания смысла в виде дефиниции, дескрипции, перифразы, фрейма,
поговорки или пословицы, фразеологизма, гиперонима или гипонима,
афоризма и др., так и концептуальные единицы, несущие более обобщенное
знание, тоже являющиеся строевыми единицами образа мира, содержание
которых складывается из перечисляемых выше элементарных единиц (Авиация,
Время, Игра, Количество, Государственное устройство, Праздник, Религия,
Семья, Спорт, Разрушение, Транспорт, Мифология, ...). В состав единиц
прагматического уровня, отражающего интенции и цели носителя языка-культуры,
его активную позицию в мире и, соответственно, динамику его картины
мира, включаются пресуппозиции, оценка, прецедентные тексты, приемы
аргументации, сценарии, планы, программа поведения. Таким образом,
реконструкция той или иной языковой личности предусматривает воссоздание
ее лексикона с «распределенной» по нему грамматикой (I уровень),
построение свойственного ей образа мира (II уровень) и выявление
ее ментальности, ее оценочно-целевой позиции в мире (III уровень).
Названные характеристики восстанавливаются именно в анализе языка,
осуществляемом через использование его языковой личностью. Ни образ
мира, ни менталитет нельзя выявить из языка вообще, из языка как
системы, рассматриваемого в отрыве от его носителя, в отрыве от
субъекта (языковой личности), в голове которого и запечатлевается
образ мира, имеющий язык своим субстратом. Когнитивный и прагматический
уровни языковой личности охватывают содержание того, что принято
называть «языковым сознанием», и этот аспект изучения языковой личности,
таким образом, закономерно включается в общее проблемное поле теории,
делая и картину мира, и языковое сознание равноправными объектами
исследования.
Данная научная школа отличается
своим исследовательским объектом, оригинальными комплексными методами
его изучения и специально созданными источниками, моделирующими
устройство языковой способности и содержание языкового сознания
(«ассоциативно-вербальная сеть»), а также поставленными и решаемыми
в рамках программы задачами. Исследования различных аспектов языковой
личности характеризуются широким применением экспериментальных методов:
ассоциативных экспериментов, моделирующих стимульно-реактивный,
или смыслопорождающий, режим работы языкового сознания (от знака
к смыслу); опросно-анкетных методик, моделирующих знакопорождающий
режим (от смысла к знаку) работы языкового сознания и позволяющий
реконструировать базу знаний языковой личности; анализа пересказа
текстов; метода семантического дифференциала; анализа языкового
существования (записи речи одного дня) личности; анализа деятельности
устных и письменных переводчиков; анализа этнотекстов; анализа статистически
достоверных самонаблюдений носителей над порождением письменной
речи; экспериментов по восстановлению деграмматикализованных текстов
и др.
Программа научной школы
Программа научной
школы включает шесть активно разрабатываемых исследовательских направлений:
1. Языковая личность: когнитивные и концептуальные
структуры языкового сознания и их эволюция в связи с изменениями,
происходящими в национальной культуре и обществе.
2. Этнокультурная специфика языковой личности
– языковые показатели русской картины мира, ментальности и русского
национального характера.
3. Межкультурное и межэтническое сопоставление
языкового сознания – типологические параметры. Полевые исследования,
составление и анализ многоязычных ассоциативных словарей.
4. Речевой образ повседневного языкового
существования носителя русского языка. Типология языковых личностей:
социальные, территориальные, исторические, профессиональные, гендерные,
возрастные вариации.
5. Языковая личность художника слова. Лексикографическая
параметризация языка писателя. Текстовые ассоциативные поля как
инструмент достижения эквивалентности в переводе.
6. Разработка компьютерной технологии функционирования
когнайзера в разных режимах имитирующих работу языковой личности.
Актуальность проводимых исследований
Актуальность проводимых и планируемых
в соответствии с Программой исследований определяется их корреляцией
с общемировыми тенденциями развития языкознания: расширением поля
когнитивной лингвистики; потребностями разработки научных основ
постоянно возрастающего объема межкультурных коммуникаций; увеличением
исследовательского интереса к реконструкции национальных языковых
картин мира; экспансией ассоциативной лингвистики (ростом ассоциативной
лексикографии, развертыванием исследований по ассоциативной грамматике,
успехами ассоциативного анализа текста); становлением концептологии
и концептографии языков. Косвенным подтверждением актуальности научной
программы школы может, вероятно, служить количество диссертаций
по проблематике языковой личности: за последние годы в России защищены
десятки кандидатских и докторских диссертаций. Обращение именно
молодых ученых к данной тематике свидетельствует о перспективности
направления, результативности исследовательского поиска, устойчивости
научного интереса к направлению в целом.
Общественное признание
Общественное признание школы в мире
и в России выразилось в избрании ее лидера – Ю.Н. Караулова почетным
доктором Хельсинкского университета (Финляндия, 1990); в присуждении
ему Государственной премии СССР в области науки (СССР, 1991); награждении
его серебряной медалью «За достижения в ХХ столетии» (The 20th Century
Award for Achievement, International Biographical Institute, Oxford,
1994) и золотой медалью ВВЦ РФ (2000).
Авторскому коллективу: Ю.Н.Караулов, Ю.А.Сорокин,
Е.Ф.Тарасов, Н.В.Уфимцева, Г.А.Черкасова за цикл работ «Моделирование
и исследование русского языкового сознания нашего современника:
общеобразовательный, сопоставительный и педагогический аспекты»
присуждена премия Президента Российской Федерации в области образования
за 2003 год.